16 ноябряв Иерусалимском культурно-просветительном центре «Теэна» (Кинг Джордж, 6) состоится открытие выставки с необычным названием «Флюгер ".
Из истории известно, что первые флюгеры были придуманы древними греками. Это изобретение эллинистической эпохи было использовано около 80 года до нашей эры Андроником Киррским, выстроившим в Афинах Башню ветров. Гигантский флюгер-тритон дул в металлическую сальпингу – древнегреческий духовой музыкальный инструмент, состоявший из трубы с колоколообразным расширением не конце и рогового мундштука. В такие трубили во время праздников и культовых церемоний или…, когда объявляли войну…
Тритон на Башне ветров мог занимать восемь положений в соответствии с основными положениями ветра. В зависимости от направления ветра медная труба издавала звуки, соответствовавшего им тона…
Это уже потом появились гоголевские человечешки-флюгеры…
И вот, словно из небытия, - возвращение к истокам изначального толкования образа в художественном сознании ребенка.
Воздушные шары Элии и Лиат Морлибороздят просторы неба, где кружатся на ветру осенние листья Иты Менделевич. Воздушные змеи Вики Шер дарят радость ветру. И он летит легко и свободно в морских фантазиях Авиталь Хаят. Кружат в завораживающемвихре танца счастливые человечки Вики Стамбулян. Отважный эквилибрист Светы Павловой, раскачиваясь на тонкой проволоке, не теряет равновесия от бури аплодисментов. Хочется с ветерком прокатиться на лошадке Алона Таеба. Так пусть же ветряки Мишеля Когана и Адира Ханина ждут ветра посильнее, чтобы показать всю силу своих крыльев. И только коты Далии Кляйнман делают ее дом загадочным и романтичным!
Так юные художники слышат оттенки тонов магической медной трубы Башни ветров, отворяющей дверь в страну старинных сказок и далеких легенд. Такова эстетика, запечатлевшаяся в графике, - философия, воплотившая внутренний мир ребенка и его отношение к окружающему бытию. Впрочем, внимательный зритель наверняка заметит, что все работы, представленные в зале «Теэны», объединены не просто темой «флюгера», но в широком смысле - понятием движения. Не потому ли символический флюгер Сары Гуткиной, показывая направление, словно Золотой петушок, повернулся по ветру? А Юваль Пелед «выверил» это направление компасом, помогая нам, зрителям, не ошибиться в выборе правильного решения. Философия? Позиция? Или просто художественное наитие, когда, как в гетевском «Фаусте», «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет»? Наверное, этот не столько интеллектуальный, сколько эмоциональный поиск художественной интерпретации образа и является изюминкой экспонируемых работ.
На некоторые мои вопросы в связи с открытием выставки любезно согласилась ответить преподаватель художественной школыТина Богдановская.
- Тина, расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашей художественной школе.
- В январе 2006года на базе Объединения профессиональных художников Израиля, была создана первая в Израиле Детская художественная школа Печатной Графики. Основателем этой уникальной школы стал приверженец и пропагандист искусства графики – художникИЛЬЯ БОГДАНОВСКИЙ
Лучшие работы учащихся, выполненные в разнообразных графических техниках - офорт, гравюра на дереве, гравюра на линолеуме, шелкография, монотипии -были представленывместе с работами членов Объединения профессиональных художников на первой совместной выставке " Contacts " в Иерусалимском культурном центре.
Неожиданно состоялся творческий диалог МАСТЕР-УЧЕНИК.
Благодаря этому союзувозник проект"Мастер и Ученик, " который был представлен на проводящейся один раз в два года- 3-й Международной Биеннале графики в июне этого года в Манеже - Центральном выставочном зале Санкт – Петербурга.
Детские работы произвели огромное впечатление, как на посетителей, так и на Оргкомитет Выставки, получив высокую оценку Жюри и хорошие отзывы прессы.
По окончании выставки все участники передали в дар МузеюСовременной Графикисвои работы, таким образом, впервые вколлекциизарубежного искусства санкт - петербургского музеябудет представлена и детскими работами современная израильская графика.
Но жизнь продолжается.
Сегодня новая выставка, новая, неожиданная, очень непростая тема – флюгер.И, мне кажется, что все ребята неплохо с ней справились!
- Да, ноя обратила внимание и на технику,в которой выполнены работы. Техника - совсем недетская – сухая игла, акватинта, монотипия! Я не помню выставок, где бы даже "взрослые" использовали такие непростые технические приемы истоль успешно.
-Вы правы. Когда-то намсамим потребовалось время, чтобы понять и овладеть всеми техниками печатной графики, а сегодня - мы передаем свои знания, опыт, всю свою любовь к этому непростому и завораживающему видуискусства своим ученикам, в своих учениках стараемся сохранить традиции высочайшей художественной культуры.
В нашей школе «печать» - не«ремесло».
У насПЕЧАТЬ - ЭТО ИСКУССТВО.
Кстати, учиться в школеможет и взрослый, и ребенок - главное, чтобы была охота !
- Тина, благодарю Вас за внимание, которое Вы мне уделили, за выставку, которую Вы нам подарили и хочу пожелать Вам и Вашим воспитанникам творческих успехов.
Таков творческий диалог Учителя и Ученика, в котором преподаватель воплотил Урок мастерства, после которого Ученик удивил новым видением знакомого Мастеру, но почему-то стершегося мира. Спросите,а причем здесь «Флюгер»? Он поворачивается туда, откуда дует свежий ветер – ветер будущего.