Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • Забытый герой  >>>
  • Тарантас. «Я знаю женщину…»   >>>
  • Оливия де Росси (Нетания,...  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


Ночь Исхода

21 марта в преддверии Пасхальной недели в Тель-Авиве в Музее ТАНАХа  состоится выставка живописи Аркадия Острицкого из серии «Надежды праотцов».

 

 

 

 

Музей ТАНАХа уже приобрел для постоянной экспозиции две копии (жикле) его работ из этой серии – многофигурные полотна «Ной» и «Элиезер и Ривка» ( 100 см на 150 см).

И вот  – «Ночь Исхода» (100см на 150 см) - новое и, пожалуй, самое крупномасшатбное полотно из «Надежды праотцов». Работа только что создана и выставляется впервые. В этом смысле настоящую выставку и впрямь можно считать презентацией «Ночи Исхода».

Искусство непредсказуемо, поскольку в его основе лежит вневременное понимание красоты и гармонии. Но сама суть изобразительного искусства такова, чтобы облечь мысль в художественный образ, одушевить знакомый сюжет своею индивидуальностью, найдя в динамичности формы сопряжение всех настроений.

«Ночь Исхода» (100см на 150 см) А.Острицкого – полотно эпическое, с развернутыми повествовательными рядами, когда за каждым персонажем композиции прочитывается свой характер. В работе более сотни фигур, среди которых около тридцати портретов конкретных людей, ставших живыми типажами для создания танахических образов. «Подобный прием был весьма популярен в классической живописи, - говорит Аркадий Острицкий. - В нижней части композиции занимает весь правый угол моя семья и ваш покорный слуга, автор, тоже там. Выше располагаются, большей частью, портреты друзей и коллег. Все они в точных прическах и одеждах данной исторической эпохи, лишь с небольшим допущением в сторону обшепринятой традиции».

На полотне А.Острицкого – поток людей, семей, родов. Они движутся на север страны к месту сбора на пол-пути между районом пирамид и древней столицей Рамсеса 11, городом Пер-Рамсес (библейский Раамзес – 112, 5 км от пирамид), где был также город рабов.

 «По моему мнению, - говорит художник, - нереально собрать в городе около полутора миллиона человек (600 тысяч мужчин, не считая детей и женщин с багажом, домашними животными и скотом). Скорее всего, идущие воспользовались  одним из открытых плато, откуда и видны пирамиды в показанном на картине ракурсе».

 Примечательно, что, продумывая психологию своих танахических героев, А.Острицкий  прошел через ощущение современных событий, свидетелем которых был сам. В этой связи художник замечает: «Писать сюжетную картину об Исходе нелегко. Невольно оказываешься в кругу тем и композиционных решений уже разработанных предшественниками. Понимаю, что владею лишь кратким мгновением истории, а потому обязан найти момент, наиболее способствующий выявлению переживаний персонажей и отливке их характеров. Припоминаю смятение и эйфорию первых лет «перестройки» 80-х прошлого века в СССР, свидетелем которых был сам. И тут заработал ассоциативно-психологический механизм».

 «Ночь Исхода» А.Острицкого – полотно со своим ритмом повествовавания. За плечами каждого героя судьба, сюжет, который можно пересказать жанровыми вкраплениями в эпос. На переднем плане – семья. Они только что побывали у воды и сейчас возвращаются на свое место. Настроения – самые разные - от эйфории до спокойной уверенности и печали. В семье есть арфистка и художник. Чуть поодаль - верхом на осле - мужчина в состоянии глубокой задумчивости. А вот трое крепких парней толкают в гору телегу, полную полученных у египтян вещей и ценностей – сверкают украшения, кувшины, лампа, какой-то сундук, льются ткани, ну, чего здесь только нет (А.Острицкий – великолепный мастер исторической детали). Один из молодцов готов расплакаться от свалившихся на него богатств и свободы. Другой, с лукоми и стрелами за спиной, пытается скептически умерять его пыл. А третий, мрачный рыжий богатырь, с серповидным мечом за поясом, спокойно делает свою работу. Пожилой пастух счастлив. Ему удалось отыскать в бесконечной толпе отставшую от стада овцу. Юная красавица несет расписной египетский кувшин с водой. Рядом с ней спокойный, уверенный в себе мужчина. Музыканты играют и танцуют в импровизированном концерте. В центре молодая семья только что искупала своего первенца. Дети прыгают и радуются, глядя на малыша. У водоема мужчина в синей одежде с жадностью пьет воду из пригоршни. Вдали пастухи гонят стада коров и овец. А потом еще сцены и еще сюжеты, за которыми сама жизнь...

 Композиционно работа организована так, что в каком бы направлении ни двигался наш взгляд, мы неминуемо приходим или возвращаемся к Моисею и Аарону. Продолжаем вглядываться – и вновь смыкаемся с ними. В этой связи любопытно привести схему основных композиционных линий работы, но если ничего и не знать об этой схеме… При внимательном рассматривании видно, что фигуры Моисея и Аарона образуют маген давид. Символичны жест Аарона, как тень руки Моисея, а также младенец в центре, как первый, не познавший рабства. Ему будет дано ступить на Землю Обетованную.

  Моше и Аарон приветствуют всех, обращая их внимание на осветивший всю площадку огненный столп.

 Такова представленная А.Острицким фабула «Ночи Исхода», в которой иллюстративность выступает как составная часть стиля, подсказанного произведениями Рембрандта, Караваджо и других великих мастеров Возрождения.

  «Ночь Исхода» - романтическое сопряжение порывов, идущих от корней и вдруг обретших свою динамику. Легендарное повествование и самая человеческая повесть. Картина, рожденная не из ороговевших заготовок, а из художественной и жизненной правды, выплеск света, из которого на полотне рождаются герои, и старый, как мир, сюжет обретает вневременную жизнь.

   Аркадий Острицкий родился в 1948 году в г. Кишиневе. С 1991года живет и работает в Израиле. За эти годы написал сотни картин, оформил ряд книг, создал около тысячи рисунков к кинофильму «Горящий куст терновника», работал арт-директором киностудии анимации «АРТИМА», Оформил учебник Танаха для средних школ, преподавал изобразительное искусство в школе. Член правления Объединения Профессиональных Художников Израиля, член Союза Деятелей Пластических Искусств Израиля, Ассоциации художников при международной организации ЮНЕСКО. Участник многих выставок в Израиле, США и т.д.

 В день открытия выставки в Музее состоится торжественная процедура, на которой Аркадий Острицкий преподнесет в дар Музею ТАНАХа авторскую копию «Ночи Исхода» ( в размер оригинала: 100 см на 150 см). А кроме того, в этот день в преддверии Песаха можно будет приобрести небольшие подписанные художником копии этого полотна, вместившего все грани творческого дарования Аркадия Острицкого.

 

Подольская Галина

 

 

 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна.