Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • Аппельфельд Меир. Картины.  >>>
  • Луна на небе - долькой...  >>>
  • Маргарита Левин. Шагал и...  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


Карта Израиля в инкрустированной коже. Лора Верховская

Автор оригинала:
Галина Подольская


   Искони кожа ассоциируется с идеей рождения возрождения. В египетской системе иероглифов существовал знак, понятийно обозначавший «быть рожденным и давать рождение» - три связанные воедино шкуры животных, символизировавшие тройственную природу человеческого бытия – тело, душу, дух. Амулет из кожи с изображением этих же знаков, но привязанных к солнечному шару, египтяне надевали на шею новорожденному, а для того чтобы «омолодиться», фараоны и жрецы совершали обряд, известный как «прохождение» сквозь шкуру». Позже от обряда инициации остался только хвост пантеры, который правители завязывали вокруг своей талии, имитирую связь с тотемом. Подобным же образом  были одеты римские легионеры, несущие штандарт легиона. Список этих примечательных фактов из истории цивилизаций, связанных с представлением о магии кожи, можно еще долго множить, однако нельзя не заметить, что предметом декоративно-прикладного искусства кожа стала только в эпоху Возрождения с появлением интарсии («Leather Intarsia»), как разновидности инкрустации. В середине 15 века только во Флоренции работало более 80 мастерских в этом декоративном направлении. Шло время, а интарсия оставалась западно-европейской приметой изысканности в эстетике женских украшений, шкатулок, мешочков для денег и табака, поясов, книжных переплетов, обоев для королевских карет, но в 20 веке словно сошла не нет, как нечто утилитарное и ненужное, оставшись вкраплением на сумочках, туфельках, сапожках…

 Но Израиль – страна чудес, где вопреки всем предпосылкам развития историко-культурного процесса – и сегодня создаются работы в старинной технике, но в совершенно новых формах и темах.

 

  8 марта в «Ein Hod Gallery» в деревне художников  Эйн-Ход (близ Хайфы, тел. 04 9 842 54 8) открывается выставка, посвященная юбилею Израиля, где будут представлены работы многих мастеров Израиля и единственная в своем роде композиция из кожи «Моя маленькая страна», выполненная в декоративной технике итальянских мастеров Ренессанса. Автор этой работы – Лора Верховская, выпускница Латвийской государственной академии художеств, создает уникальные картины-панно, используя  старинную технику кожаной интарсии.  "Я рисую кожей" - так характеризует художница свое творчество.

 

Лора в Израиле с 1976 года и проживает в одном из поселений Самарии - в Баркане.

Композиция «Моя маленькая страна» получилась отнюдь не маленькой, она состоит

из пяти картин, среди которых центральное место занимает карта Израиля. Карта Лоры Верховской создает совершенно неожиданное впечатление. Издали кажется, что она написана на холсте красками и кистью. И вдруг ощущаешь ее дыхание – это дышит и излучает материал. Так современное искусство вслушивается в дыхание Ренессанса, словно опасаясь недотянуть до подлинного Возрождения, и все-таки не пасует в своем порыве.

 Используя старинную технику, художница графически точно передает особенности современной картографии - сухой чертеж земной поверхности, соответствие масштабу и другим параметрам, предъявляемым к географическим картам, а изобразить Страну живописным  кактусом, где цветущие плоды - города, а

"сердце"- озеро Кинерет  - это уже оригинальное художественное решение.

 Но в отличие от театрально-декоративных коллажей, имитирующих кожу, карта Лоры излучает магическое и естественное тепло . Мягкая бархатистая замша полна эротического ощущения «причастности», которое уловила-таки Лора, по-своему, по-женски, по-кошачьи войдя  в ауру материала и почувствовала его текстуру, обладающую загадочной притягательностью аленького цветочка, желание прикоснуться к которому становится столь неодолимым, что уже невозможно противостоять этому желанию. Но по неписанному закону искусства из этого противостояния и рождается творчество, неожиданное в своей непредсказуемой правоте – по праву индивидуального ощущения эстетической чувственности и художественной интимности, которые открываются мастеру.

 В композицию «Моя маленькая страна», помимо карты, входят еще четыре картины с цветами, характерными для особенностей климатических зон пробуждающегося по весне Израиля – с его первыми цветами к Женскому дню. Композиционно цветы Лоры прорываются в расселинах гор и произрастают в естественной почве, оживляя пустыню мозаикой своего присутствия. Пластины белой, фиолетовой, песочной, бурой, пепельной кожи – это не аппликации. Это - кожа, врезывающаяся на поверхности вгладь, подобно инкрустации на кости, дереве, перламутре.  Между тем стилистически кожаные цветы Израиля сродни излюбленной в странах Балтии флористике, представляющей  картины из сухих природных материалов – цветов, листьев, коры. Такое наложение форм одной культуры на формы декоративно-прикладного искусства другой страны в интарсии  Лоры Верховской обладает нетривиальным художественным эффектом. В этой связи Г.Островский писал о Лоре Верховской как о создательнице «единственных в своем роде картин-панно из кожи». Это «картины не только созерцательные, но и осязательно-чувственные. Смело можно утверждать, что подобных работ в мире просто не существует. Более того, необычность творческого эксперимента и его результативность отводят художнице место в контексте современного авангарда, обновляющего и расширяющего диапазон авангардного декоративно-изобразительного искусства 21 века».

 О Лоре Верховской много написано – в журналах: "Третьяковская галерея", "Мы", "Алеф", "Ты лучше всех",  периодической печати, достаточно открыть сайт художницы в интернете. Осенью 2006 года в Москве, в Музее декоративно-прикладного искусства России , прошла ее поистине грандиозная выставка, на которой было представлено 45 картин, среди которых особый интерес вызвала версия «Джоконды» - «Мона Баст» (Баст - египетская богиня, покровительница кошек) воплотившей, по мнению Лоры Верховской, «кошачье начало в женщине».  А проведение мастеркласса с художниками и художниками по коже вызвало особый интерес к самому автору и его маленькой стране,  и, конечно же, к самой технике исполнения и, особенно, к самостоятельно разработанной технологии использования кожи - замши, клеев и инструментов.

  Я обратилась к Лоре с вопросом: «Что бы  вы хотели пожелать женщинам в канун Международного женского дня?»

 Она ответила: «Сохранить то, что выделяет нас, женщин, в своей индивидуальности. Быть красивой, оригинальной, стильной, быть Женщиной – это трудоемкое декоративно-прикладное искусство. Работа Женскими Руками – часть этого искусства, которое не должно утратить своей уникальности и индивидульности в наше супер-цивилизованное время. То, что женщина создает своим воображением и своими руками, снимает психологическое напряжение, сохраняет энергетику женской любви, полную созидания и согревающую своим теплом мир».

 

Доктор Галина Подольская

 

 

 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна. Другие авторы