Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • Аркадий Лившиц. Марк Шагал  >>>
  • "Лисица и виноград":...  >>>
  • Мам-Мыша (повесть)  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


Музей «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля

Автор оригинала:
Галина Подольская

                                         

 В одном из своих рассказов Шай Агнон, почти 40 лет проживший в районе Иерусалима «Тальпиот», писал: «Царь ветров властвовал здесь повсюду, и его вельможи и рабы – сильные грозные ветры обосновались на горе и в долине на холмах, и в ущельях, и делали все, что ни заблагорассудится, как будто лишь им одним принадлежит земля».

 Но земля принадлежит созидающему, а мир – творящему, способному вдохнуть свою душу в «величественную крепость» ветров, как дословно с иврита переводится «Тальпиот».

 

15 апреля 2007 года в Иерусалиме состоялось торжественное открытие экспозиции Музея «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля — в день, когда объединению исполнилось четыре года.

 

      Музей «храм муз». Так древние греки и римляне определяли свои пантеоны, посвящая их богам, искусству, науке, устраивая в пантеонах усыпальницы великих людей, стремясь увековечить то, что было значимым в их жизни. И хотя в античную эпоху не существовало музеев в современном понимании, однако уже тогда жрецы храмов и священных рощ, например, храмов Геры в Олимпии или Аполлона в Дельфах, сосредоточивали у себя произведения искусства, а частные коллекции римских императоров рассматриваются прямыми прообразами современных музеев. И тем не менее на фоне музеев дворцов и заводов, мемориальных квартир и комнат Музей «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля, — это музей во всех смыслах этого понятия, это функционирующий комплекс. 

 

Базис

 

      Фундаментальным базисом для открытия музея «Тальпиот» стал созданный Объединением «Музейно-выставочный фонд», существующий вот уже два года.

И. Капелян, Председатель Объединения профессиональных художников, в интервью в связи с открытием музея пояснил: «Два года назад нашим Объединением был организован Музейно-выставочный фонд. Это художественный фонд, созданный в целях сохранения творческого наследия художников Израиля, в частности, художников-репатриантов, чьи судьбы, как правило, складываются не самым оптимистическим образом. В этой связи с особой актуальностью вырастает проблема судеб картин, ушедших из жизни художников, и популяризации их творчества.

     В Фонд принимаются произведения от художников-репатриантов — членов Объединения, по желанию родственников профессиональных художников, ушедших из жизни, а также от любых дарителей. Принимаются произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также личные архивы художников. Произведения сдаются в Фонд на добровольных и безвозмездных началах».

 Это обширный фактографический и эстетико-художественный материал, требующий восприятия и осмысления.

 

 Структура

 

 Музей включает следующие четыре помещения. Зал N 1 (центральный) предназначен, главным образом для сменных выставок («Маон Канада», 2 этаж, 120 кв.м). Зал хорошо освещен и оснащен современной техникой (домашний кинотеатр с большим экраном, DVD), что расширяет зрелищные возможности организации выставки, позволяет на экране дать тот видеоряд, который дополняет представление о творческом потенциале художника и аспектах его творчества, по тем или иным причинам не нашедших отражения в конкретную экспозицию. Отлаженная аудиоаппаратура  и наличие более 50 посадочных мест позволяют в день открытия выставки устраивать пресс-конференцию с художником и включать концертные номера (в зале есть фортепьяно) для создания праздничной атмосферы мероприятия.

 

 Зал N 2  функционирует как малый конференц-зал, административный центр, хранилище, и одновременно используется как выставочное помещение («Маон Тальпиот», 1 этаж, левое крыло, 40 кв. м).

 

 В зале N 3 («Маон Тальпиот», 0 этаж, левое крыло, 40 кв.м) размещена постоянная экспозиция, включающая работы, подаренные музею членами объединения из Иерусалима, Тель-Авива, Нетании, Ашдода, Ашкелона, Кирьят-Аты. Свой профессиональный вклад в основу музейного фонда внесли художники Анатолий Баратынский, Пинхас Бергельсон, Ася Векслер, Аркадий Лившиц, Тамара Смолянская, Валентин Шкода, Марго Горелик, Иосиф Капелян, Эдуард Левин, Яник Грабовский, Борис Котляр, Полина Живова, Герман Непомнящий, Григорий Фирер, Лея Новоженец. Лея Новоженец передала музейно-выставочному фонду 51 рисунок, вдова художника Ефима Соколовского — 5 работ мужа маслом, скульптор Владимир Романов — четыре маски, а также копии пародий и дружеских шаржей.

 

 В зале N 4 располагается библиотека. Здесь в настоящее время размещены графические работы членов Объединения профессиональных художников Израиля («Маон Тальпиот», 1 этаж, правое крыло, 40 кв.м), но это не исключает возможности сменных экспозиций.

 

Выставочная деятельность

 

 С 15 апреля  музей «Тальпиот» начал функционировать как музейно-выставочный комплекс. В день открытия была проведена  групповая выставка (зал 1, с 15.04.07 по 15.06.07). В течение этого года — 9 персональных:

 

-  «Иерусалим-Москва» Григория Фирера (Ашкелон), живопись (зал 2, с 15.04.07 по 15.07.07),

 

- «Этот прекрасный и разный мир» Аркадия Острицкого (Бат-Ям), живопись (зал 1, с 15.06.07 по 20.09.07),

 

- «Нуво-Артнуво» Аркадия Лившица (Иерусалим), живопись (зал 2, с 15.07.07 по 15.08.07 – совместно с Музеем природы,

 

-  «Дорога к Храму» Виктора Бриндача (Тель-Авив), живопись и скульптура (зал 1, с 20.09.07 по 25.10. 07) – с участием вокалистки Маргариты Месихаевой, аккомпаниатор … (Тель-Авив). Выставка проведена совместно с Советом по культуре и искусству Израиля «Мифаль а Пайс»,

 

-  «Натюрморты и пейзажи» Анатолия Голода (Канада), акварель (зал 2, с 15.10.07 по 25.10.07) – совместно «Мифаль а Пайс»,

 

- «Наши знаменитые современники в карикатурах, шаржах и масках» Владимира Романова (Кирьят-Ата), карандаш, маски и видеоматериалом по живописи, скульптуре из дерева, маскам (зал 1, с 25.10.07 по 10.11.07) – совместно с «Мифаль а Пайс»,

 

- «Россия — Израиль» Григория Фирера (Ашкелон), живопись (зал 1, с 10.11.07 по 06.01.08) - по просьбе руководства «Маона Канада» и «Маона Тальпиот» социального жилья «Амигур».

 

- «Дерево продолжает жизнь» Леонида Окуня (Гедера), скульптура из дерева и видеоматериал – фильм Ямит … о творчестве скульптора-резчика (зал 1, с 07.01.08 по 09.02.08) - совместно с «Мифаль а Пайс»,

 

- «Цветы» Германа Непомнящего (Ашдод), живопись и видеоматериал о творчестве (зал 1, с 10.02.08 по 08.03.08) - совместно с «Мифаль а Пайс».

 

 Планируются выставки живописи  «Свет милостивый» (пейзаж) Бориса Караванова, «22 аркана ТАРО» Иосифа Капеляна и большая групповая выставка «Объединению профессиональных художников 5 лет», размещенная одновременно в трех залах музея. Работы, которые будут представлены на этой выставке, объединены общей темой «Мой Израиль» — к 60-летию со дня основания государства.

 

 Выставки — разные по тематике и стилистике, отражают индивидуальные манеры художников, нередко приурочены к национальным израильским праздникам, в частности, к Суккоту и Песаху, связаны с художественной концепцией понимания истоков и современного бытия европейского еврейства, трагедией Катастрофы, осмыслением своего бытия на земле Эрец-Исраэль выходцами из стран бывшего Советского Союза.

 Следует заметить, что все это приходит к художнику совсем не сразу, чаще опосредованно — через культуру — художественную литературу (Шалом-Алейхем, Ш. Агнон, М. Шалев, Г. Канович), музыку, историю, наконец, Тору. И тем не менее, подавляющее большинство членов Объединения профессиональных художников Израиля сложились как авторы в странах бывшего Советского Союза, тем специфичнее поиск себя на Земле Обетованной. Все это, безусловно, предопределяет тематическое разнообразие уже проведенных выставок и тех, которые предстоят.

 

Информационная оснащенность

 

 О каждой из выставок опубликованы статьи и объявления на страницах периодической печати («Вести», «Нон-Стоп», «Вести Иерусалима» — благодаря участию зам.главного редактора концерна С. Подражанского и редактору Б. Протченко), на сайте «Дом Корчака в Иерусалиме» (М.  Польский), видеосюжеты на сайте «Мы-Израиль» (А. Разгон), объявления по радио РЭКА, журналист РЭКА Фредди Бен-Натан сделал интервью в прямом эфире с художниками Арк. Острицким, В. Бриндачем, Г. Фирером, Л. Окунем. Всегда даны предварительные плакаты, извещающие об открытии очередной выставки.

Совет по культуре и искусству Израиля «Мифаль а пайс» уже внес частичное финансирование проектов Музея «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля.

 

Не упустить полученный шанс

 

 И все-таки реальная действительность Израиля такова, что все то, что сделано объединением в течение этого года могло бы и не состояться, если бы не было реального помещения для музея. В этой связи  нельзя с благодарностью не вспомнить теплое отношение к объединению Генерального директора компании «Амигур» Юваля Френкель, поддержку инициативы художников администрацией социального жилья «Маона Канада» и «Тальпиот» в лице Юлии Гур и куратора по культурной работе Анны Нелюбиной.

  Примечателен и тот факт, что новый корпус социального жилья компании «Амигур» называется «Тальпиот», что для художников уже само по себе символично. Не случайно классик израильской литературы Шай Агнон опоэтизировал Тальпиот  как средоточие сурового и одновременно бесконечно прекрасного на земле Израиля. Это ощущение чуда         в рассказе «Птица моя» словно о душе художника: «Когда умирает праведник, душа его воплощается в птицу, и летит птица весь день, куда хочет, туда летит: то в одно место, то в другое, то к потоку вод. А бывает, опускается на крышу дома молитвы – сказать «амен» после кадиша, либо постучится клювом в окно, чтобы обитатель дома помянул ее душу».

 Мир принадлежит творящему, способному вдохнуть в этот мир свою душу. Вдохнуть и не развеять ее в «башне ветров».

 Историко-культурный процесс Израиля складывается из различных составляющих искусства, многих объединений и групп. Все это воздух, который впитывает и которым живет современная культура. Но воздух остается воздухом, если у художника нет возможности реального обретения места, которым в настоящее время для художников объединения стал Музей «Тальпиот». Это возможность из воздуха перейти в материю. Насколько яркой, нетривиальной, неместечковой станет эта духовная субстанция, зависит от отношения самих художников к обретенной возможности, государственной поддержки проектов музея, а также частных вложений.  

 А сейчас Музей «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля — такой, какой он есть сегодня, существующий на общественных началах, — хранит искусство художника во имя души зрителя.

 

 Куратор Музея «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля

 Доктор Галина Подольская

 

(Иерусалим, Тальпиот Мизрах, ул. Дов Грюнер, 17-17א, по лифту до 2 этажа. Проезд авт. 8, 12 после ост. «Мерказ: «Супер «Мистер Золь», банк, матнас).

 

Необходимо сделать визитки Музея

 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна.