Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • «Откровения Твои – утешение...  >>>
  • Лица городов и пейзажей в...  >>>
  • А. Острицкий. Этот прекрасный...  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


МАРГАРИТА ЛЕВИН "КВАДРАТ СВЕТА". Глава из книги Г. Подольской "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями"

 

Цветоцитата
    
           1 февраля 2011 года в Ришон ле-Ционе во Дворце культуры (Гейхал а-Тарбут), состоялось открытие выставки Объединения профессиональных художников Израиля "Картина в квадрате", на которой было представлено 28 картин-квадратов – и ни одного черного. Точнее, один все-таки был, как цветоцитата в "Квартете квадрата" Маргариты Левин. Эта работа, состоящая из четырех квадратов – белый, желтый, красный, черный, - по сути, эстетическая концепция Маргариты Левин, отражающая ее путь к «Светоквадрату».
 
Маргарита Левин жила в Москве, закончила художественно-графический факультет Московского полиграфического института. Училась живописи в студии высоко почитаемого в Израиле художника Владимира Вейсберга. Участвовала в Весенней выставке 1988 года Союза художников на Кузнецком Мосту, Осенней выставке 1989 года Союза художников-графиков на Малой Грузинской.  Была членом этого Союза.
            С 1990 года Маргарита Левин в Израиле, с 2004 г. – в Иерусалиме. Она активно работает как художник. Ее работы выставлялись  в галереях  Яффо, Тель-Авива, Нетании, Иерусалима, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Торонто, Монреаля, Стокгольма. Картины Маргариты Левин находятся в синагоге на ул. Большая Бронная в Москве, и в синагоге в районе Рамот в Иерусалиме. Персональный сайт Маргариты Левин  с галереей ее произведений находится по адресу  http://www.margaritalevinart.com/.
 
Но помимо того, что Маргарита Левин – мыслящий живописец, она еще и интересный эссеист. В своем эссе "Театр одного художника. Цвето-пространственное представление" проиграны различные пути поисков цвета и света в творчестве. Примечательно, что отправной точкой этих поисков был отнюдь не "Черный квадрат" Малевича.
 
 
Из эссе Маргариты Левин "Светоквадраты"
 
1. Прививка цветом:  Владимир Вейсберг 
 
Тема «Белого» продолжалась всегда.
Сначала при благотворном влиянии В. Вейсберга, который был не только великим живописцем, но и прекрасным учителем. Это он сделал прививку цветом. Впоследствии, освобождаясь от этого влияния, все больше отделялось цветовое пятно от предмета, все больше оставалась нетронутой поверхность белого холста, который не позволял себя закрыть цветом, требуя неприкасаемости к своей первозданной белизне и необъятному пространству, чтобы оставлять место потенциалу и домысливанию. Холст был для меня полем света, в которое погружалось все мной изображенное.
 Очень хотелось перескочить поскорее в импровизацию на большом холсте. Но это произошло значительно позже, после переезда в 2004 году в Иерусалим.   Здесь открылись «Духовные пространства» - серия картин этого времени. Горизонталь Тель-Авива, благодаря моим духовным учителям Мирьям Блих и р. Ефиму Свирскому,  поменялась на вертикаль Иерусалима. Здесь зазвучала моя «Песнь песней» (в кавычках названия картин и серий):
 
  
По дороге "Духовного пути",
пройдя сквозь "Камеру", "Очищение" и  "Рождение ",
пробираясь "В тумане" через "Миражи" и  "Лабиринты",
стремясь к "Тайне" и постижению "Сокрытия",
увидела "Золотой Иерусалим" и  "Храм Небесный".
Через "Экраны" и  "Окна"
хотелось заглянуть  в "Духовные пространства",
в "Голограммы" других миров, где открываются "Монады"*,
где можно увидеть "Звук шофара" и "Песнь песней".
услышать "Гармонию сфер", "Сосуд света" и  "Излучение",
Под новым "Углом зрения"
постигать "Сотворение мира" и  "Развитие Мироздания",
и поднявшись "Над природой" и  "Над Синаем",
в "Единстве"   "Приблизиться к  Синайскому Откровению",
быть свидетелем "Соединения Неба и Земли".
И, наконец, построив "Новый Ковчег ",
найти в нем "Райский сад" и "Радость жизни".
А, заглянув "За горизонт", испытав "Изумление" и  "Вдохновение"
осветить "Черный квадрат и лунный свет".
И все это для того, чтобы "Незаконченное Творение"
превратилось в  "Картину".
 
 
2. Во имя нового цвета мира:  Казимир Малевич
 
 Однажды увидела свою  картину на стене в лучах лунного света и решила написать. Неожиданная мысль  – это «Черный квадрат» Малевича и лунный свет. Так возникла серия картин «От Черного квадрата к непознанному».
 
"Черный квадрат" - Ноль и Рубеж, Ничто холста, цвет не встретился со Светом, это не цвет и не форма, это состояние, предшествующее свету.
Состояние, которое переживается в течение жизни Мучительно-подвешенное, похожее на тупиковое и имеющее только один выход – в зону ближайшего развития, где открываются новые просторы для творческого созидания, когда в сознании что-то сдвигается, а в душе происходит «землетрясение», как через смерть новое рождение.
 
Для меня «Черный квадрат»  Малевича – это Экран, на котором закончилось изображение всего того, что он должен был показать миру, включая все краски и все формы. Потухший экран с огромным потенциалом.  И наша человеческая задача подключить этот экран к Источнику и притянуть в этот мир  Новые знания, Новый свет и Новые формы. С Нового угла зрения всмотреться в невидимое и сокрытое для того, чтобы явить непостижимую красоту и мудрость Творения.
 
            Художник – МироТворец.
 
           Черный квадрат – Экран – во имя нового света в мире.
 
3. Красный экран – мост в будущее: Марк Ротко
                                                      .
Василий Кандинский и Казимир Малевич ровно 100 лет назад заложили основы абстрактного искусства и проложили путь в другое измерение бытия, чему способствовали художники их круга  - Александр Родченко, Эль Лисицкий, Пауль Клее, и др.
После чего, основываясь на их идейном наследии, художники послевоенного времени Марк Ротко, Барнетт  Ньюмен, Хоан Миро, Ив Клейн, и многие другие продолжили воссоздание мировоззренческой картины Мира.
Погружаясь то в « черное», то в «белое», ощущая "полноту пустоты", воплощая это различными пластическими средствами, художники своим стремлением, протестом, неудовлетворенностью  прорывали действительность и замкнутость материального. Таким образом, они подготовили время, когда можно будет действительно проникнуть в Тайны мироздания и заглянуть в немыслимые ранее Духовные пространства.  Вместе с искусством  наука, философия,  религиозная мысль,  эзотерические знания мощным потоком пробивают завесу  – экран в нашем сознании, скрывающую от нас непознанные, невидимые покои Мира.
 
«В человечестве образован полюс единства, к нему сойдутся все культуры радиусов как сумма всех выводов, и (эта сумма) распылится перед образованием нового преображения мира через мозг человечества».
К.Малевич    «О новых системах в искусстве»,  1919г.
 
Искусство будет, как и прежде, путеводителем человечества, будирующее все лучшее, что есть на земле и в человеке, соединяя человека с его истинным "Я". Таким образом, приблизится время, когда материальное будет освящено и произойдет трансформация в другое измерение бытия, куда давно стремился авангард человечества.
 
"Тогда неминуемо приходит один из нас – людей; он во всем подобен нам, но несет в себе таинственно заложенную в него силу "видения". Он видит и указывает. Иногда он хотел бы избавиться от этого высшего дара, который часто бывает для него тяжким крестом. Но он этого сделать не может. Сопровождаемый издевательством и ненавистью, всегда вперед и ввысь тянет он застрявшую в камнях повозку человечества".
                                                         В.Кандинский "О духовном в искусстве" ,  1913-1918г.
 
Одним из них был Марк Ротко
 
            «Экраны» Ротко – цветные,  прямоугольные и квадратные, едва мерцающие, пока еще  заслоняют свет и его источник, но уже светятся.  За ними лучится таинственный свет, то солнечно–желтый, то голубовато–лунный, то черный скрытый свет Творения. Полотна Ротко источают таинственный свет. Он проникает даже в узкие щели между экранами-заслонками. В его картинах соединилась метафизическая тайна и тайна искусства, без которых картина мертва.
Как сказал В. Кандинский: «Внешнее, не рожденное внутренним, мертворожденно».
В отличие от экранов М. Ротко, «Черный квадрат» К. Малевича прочно закрывает свет белого квадрата, он граница между прошлым…. и будущим творчеством.
 
В серии «От Черного  через красное к белому» я хотела осветить черноту квадрата -  сначала лунным светом, потом заставить его светиться через красное (для меня символ человечества) и, в конце концов, сделать его полностью пропускающим свет Первоисточника, превратить его в Белый светящийся квадрат.
 
Свет экрана - это внутренний свет в нас, внешний свет – Источник за экраном.
Красный квадрат – прорыв в будущее.
 
4. Светоквадраты: Маргарита Левин
 
Я всегда стремилась к выявлению Света в картине, добиваясь внутреннего свечения полотна вне зависимости от того, были ли это натюрморты, цветы, пейзажи или композиции.
 Белое для меня – свет, пронизывающий экран холста с той и другой стороны, и не только физически, но и метафизически. Этот свет – Свет, заставляет экран холста светиться особенным свечением. Эта взаимная направленность и соединенность света, создают особенную белизну, - светящуюся, которая является конечной абсолютной наполненностью.
Таким образом, холст - это Рубеж, та пограничная зона и Ноль, в которой и совершается трансформация одной реальности в другую. C одной стороны мы обладаем материальным – холст и краски (то, что Владимир Вейсберг называл необходимым сопротивлением материала), а с другой – Свет, энергия потустороннего пространства, которая хочет проявиться в этом мире силою мысли и эмоционального желания художника.                                  
 
            Что для меня самое основное в моей художественной деятельности?
 
Явить сокрытое в Творении, проявить Свет в этом мире, дать зрителю ощущение радости от красоты и осознания Мира.
  
«Искусство истинное так или иначе непременно действует на душу. Душа вибрирует и «растет». Вот единственная цель художника, сознает он ее или нет сам явно».
 В.Кандинский    
 
Мы все пришли сюда, в этот мир безграничных возможностей с одной только целью – сознательно приблизиться к Творцу, раскрывая заложенный в нас бесконечный потенциал творческих сил, и чтобы мы ни делали, мы совершаем здесь и сейчас свою уникальную работу, необходимую для воссоздания единой картины Мира.
 
*****
 
 
 
            А у меня перед глазами светящиеся квадраты Маргариты Левин: «От черного через красное к белому», «Над Синаем (Дарование Торы)», «Черный квадрат и лунный свет», «Очищение», «Новый ковчег», «Влияние пространств», «Затмение», «Реализация идеи», «Светоквадраты»...  
 
               
           
         
 
  
          
                                                                  
    

 "Влияние Пространств", 100х100см., 2009г.,  х.м.

                

"Закат. Памяти М. Ротко", 100х120см., 2009г.,  х.м.

                             

"Красная корова", 100х100 см., 2009г.,  х.м.

 

 "Светоквадраты", 120х100 см., 2009г.,  х.м.

 
 
            
 
 
 
                           
 
 
 
Работы, формально тяготеющие к объединению  – художественно, медитативно, тематически,  по размеру (как правило, метр на метр). У каждого - свое эмоционально-информативное поле, и каждый, как светящаяся живописная мыслеформа – мыслеформа макро- и микрокосмоса, «прорыв из «реальной» трехмерности в иное измерение безмерного пространства космоса» (Г.Островский).  
           Квадрат – геометрическая форма, подсознательно организующий знак современности, но для художника, прежде всего, - цветоформа. Отсюда и «Квадрат-квартет»: Вейсберг – Малевич – Ротко – Маргарита Левин.
                                        
                          
 
             

                                                "Квадрат-квартет", 100х100см., 2011г.,  х.м.

                      
                                                      
 
        Квадрат – четыре вершины, держащие мир цвета.

 

 

 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна.