метаэссе
/К Фестивалю "По следам Шагала". (информацию о Фестивале см. на сайте http://www.galinapodolsky.ru/) ./
Без Мира нет Души. Без души нет Творения. «Песочные часы»* – два треугольника, не соединенные вместе в Маген Давид. Мир тревожен и не защищен. Картины: «Я и деревня» 1911, «Рождение ребенка» 1911, «России, ослам и другим» 1911-1912. «Голгофа» 1912, «Красный еврей» 1915, «Венчание» 1918 **.
Гармония - единственное основание, опора в вечности. Равновесие цветовых пятен и ритмов, движение форм в картине. Сама картина и является этой надежной субстанцией, держащий мир в равновесии. "Мир спасет «красота»" - написал классик русской литературы.
Картина - часть мира, часть быта, часть блага, часть, в которой соединяется духовное и материальное. Видимая часть, имеющая силы и тенденции проникать в непознанное. Часть рукотворная и духотворная. Которая обладает наибольшим воздействием, т.к. произошла не только силою мысли, эмоциями и желанием художника, но и Создателем этого мира и этого художника.
Предметы, заполняющие произведения Шагала, как бы малые якоря в этом безмерном пространстве, чтобы не унесло в безграничность Вселенной.
Любовь Шагала. Белла, с ее миром вещей (женщина - земля, материя), с ее платками, натюрмортами, цветами – его якоря. Картины: «День рождения» 1915, «Прогулка».1917**.
Шагал находился на границе времени и пространства, в точке пересечения треугольников «песочных часов», где время не наверху и не внизу, не прошлое и не будущее, а здесь и сейчас (и прошлое и будущее). Здесь происходит трансформация одного в другое. Отсюда можно попасть в любую точку временного пространства.
Время в его картинах застыло. В точке позиция не меняется, она всегда одинакова, она сейчас. Картина всегда сейчас. Она застывает в своей законченности, а внутри нее время без границ. Картина: «Время не знает берегов» 1930 – 1939**.
Образы и предметы живут, находятся, передвигаются во всех частях картины. У нее нет верха и низа, правойи левой сторон, есть точка, которая расширяясь до картины, не имеет границ. Это все единое и цельное пространство действия вне времени. Так при бракосочетании намечается ребенок. Картина:«Венчание» 1918. А «Часы» лишь напоминают об ограниченности нашей жизни. Картина: «Часы с синим крылом» 1949**. И тогда в образах появляются настороженность и глубина, обыденность и величие простых людей с палитрой их чувств, в окружении предметов, сопровождающих их по жизни.
Персонажи, помещенные в верхней части картины, которая ассоциируется у зрителя с небом, не всегда пролетают там, как кажется с первого взгляда. Повозка с кучером едет по небу, как по тверди, просто и естественно. А влюбленные, находящиеся в небесной части картины, могут восприниматься как двойники людей, которые занимают не только пространство земное, но и небесное. То есть душа Шагала ощущает себя и там, и здесь. Потому и персонажи его воображения вездесущи. И это по видимому основное, что выделяет его среди других художников и является только его, Шагала, мироощущением.
Мировоззрение – Зрение на мир. Самое сильное его убеждение, проникающие во все его творения, делая их «шагалистыми», именно это качество универсальной Космичности или Вселенскости, связывало небо и землю единством его любовного восприятия.
Витебск, как точка отсчета графика его жизни, который двигался от земного к небесному в необозримое и беспредельное.
Цельность его натуры, выраженная в верности своим идеалам, своему миропониманию, своей вечной любви и живописи, сделала его картины верными ему,Шагалу. Всегда узнаваемому и не подражающему никому и никогда. Он пронес через всё своё творчество верность заветам своего учителя Леона Бакста, утверждавшего, что «в творчестве нет границ, не нужно ни у кого искать одобрения, цветом можно выразить все, главное в искусстве – искренность, простодушие дикаря, наивный взгляд ребенка».
Творчество Шагала можно разделить на ранний и поздний периоды только в связи с поиском новых пластических форм. Он рано, сразу стал Шагалом в живописи. Он с этим пришел в мир. Он знал, что "родился мертвым", чтобы прожить большую творческую жизнь и проявить все картины Шагала. В автобиографической книге «Моя жизнь» он пишет: «Прежде всего, я родился мертвым, я не хотел жить. Представьте себе белый пузырь, который не желает жить. Как будто он набит картинами Шагала».
Жизнь всегда побеждала, как добро побеждает зло и свет тьму. Это жизнеутверждениечерез разные чувства доминантой звучит в каждом его полотне, возбуждая радость и заставляя задуматься о вечном.
Витражи** становятся монументальной стихией красок и форм, отражая космичность его сознания. На смену ранним работам приходят картины, где живописность и пространство расширяются, и скорость расширения постоянно увеличивается. В последних его работах достигается и обнаруживается поистине таинственная, не земная энергия, приобретается непостижимая сила управления ею.
Музыка его произведений - огромный оркестр, звучание которого сливается в одном звуке, как бы возвращается в точку и снова расширяется. И все это создается волшебной дирижерской палочкой его кисти, которая летает по безграничности белого холста, отмечая нужные остановки в этом хаосе возможностей, из которых создается единственная, его,шагаловская, гармония, непостижимая в своей гениальности и доступная в своей простоте. Почему так хорошо перед его картинами. Их создала добрая, светлая, любящая душа, присланная в этот мир, чтобы явить красоту и мудрость.
На открытии своей последней ретроспективной выставки в 1984 году в Москве в возрасте 97 лет, за год до смерти, Марк Шагал сказал: «Вам всем известно, что такое любовь…Краска сама по себе и есть эта знаменитая любовь…Я люблю говорить о Любви, ибо я без ума от известной прирожденной краски, которая видна в глазах людей и на картинах. И надо только видеть особыми глазами – как будто только что родился».
Иерусалим, 2011г.
___________________
* «Песочные часы» - Михаил Герман, доктор искусствоведения, в своей книге «Марк Шагал», рассматривая композицию нескольких картин, употребил этот образ («Я и деревня» 1911 , «Венчание» 1918 ).
** Все иллюстрации, использованные в Эссе, взяты из книг:
· "Шагал. Возвращение мастера". Составитель М.А. Бессонова. Москва. Издательство Московский художник, 1989г.
· И. Вальтер, Р. Метцгер. "Марк Шагал. 1887-1985. Живопись как поэзия" .TaschenGmbH. Издание на русском языке изд-ва Арт-Родник, 2001г.
· М. Герман, С. Форестье "Марк Шагал" С-Петербург: изд-во Аврора, Бурнемут: Паркстоун, 1996г. (серия – Великие мастера живописи)
· "Стеклянные палитры". Иерусалимские витражи М. Шагала. Иерусалим. Филобиблон, 2005г.