Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • Вступительное слово  >>>
  • Осенняя баллада  >>>
  • Ветер будущего  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


Маргарита Левин. Шагал и Гранд-Опера

 

Эссе

 

Вернулась из Парижа, где участвовала в международной выставке в музее Гранд-Пале, выставке работ 2.500 художников. Насмотрелась современной живописи, скульптур и графики. Побывала в Лувре, вспоминая Шагала, и от этого Лувр показался мне теплее. Посмотрела экспозиции Испанского и Итальянского залов и увидела их по-другому, очень избирательно, отмечая главное для себя. Посетила Музей Помпиду и коллекцию мадам де Сталь – Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо и др. великие мастера. Не выставка, а музей.

 

Впечатлений много. По-иному увидела и собственную работу «Цветоцитаты».  16 квадратов, 50х50 см.  –  от Рембрандта до Ив Клейна. Цитаты – высказывания и  концепты этих художников - были переведены на французский язык. Мне понравилась собственная экспозиция  в такой многосторонней и  разнообразной обстановке этой выставки. И это тоже немало - увидеть свою работу в таком окружении,  перед собранием многочисленных зрителей, услышать  их непосредственную реакцию.

 

И все же наиболее восхитило и отпечаталось в сознании посещение Гранд-Опера, где, как ни странно, я была впервые. Это посещение было и  одной из целей поездки в Париж: Я много раз слышала мнения, что плафон Шагала не подходит этому театру. Простота исполнения, современный язык не вяжется с классическими формами интерьера театра. Шла туда с ожиданием собственного впечатления. Вообще не всегда доверяю тому, что говорят о чем-либо, особенно о людях. Пока сама не прочувствую, не поверю.

 

Гранд-Опера. Какое счастье, как все прекрасно и празднично, начиная со входа. Вестибюль круглый и торжественно спокойный. Рассматриваем всё: потолок, пол, стены. Необыкновенная красота лестниц, залов. Поднимаемся выше - скульптуры, роспись потолков, окна и двери, все в гармонии, все радует. Наконец входим в ложу, и открывается подкова-панорама зрительного зала. Впечатляет. Нет слов.

 

 

 

    

 

 

На сцене готовятся декорации к спектаклю. Боюсь поднять глаза… и о чудо! И  как  чудо это неожиданно и прекрасно!  После всего просмотренного по кругу театра на всех этажах в золоте и бархате, орнаментах и скульптурах, воспаряешь в легкое, воздушное, сказочное и такое реальное пространство купола. Представление начинается, хотя к спектаклю только ещё готовятся. А если взглянуть туда, наверх, перед началом представления, это уже будет увертюра к любому спектаклю.                           

 

Вздохните и спокойно выдохните. Оставьте все заботы и мысли, забудьте себя ради красоты и вечности Творчества. Посмотрите наверх - там за облаками, под куполом, родилась жизнь театра. Представление начинается. Билеты в одну сторону!

 

Плафон, легкий и современный, придает пышной основательности и потрясающей гармонии всех деталей и соразмеренности декора зала воздушную завершенность, как и полагается потолку. Соединяет стили и времена, возвращая классике  непринужденность современной жизни и искусства, также как это происходит в театре  - всегда здесь и сейчас, в настоящем времени. Браво, Шагал!

 

        

 

 

Для того чтобы сделать плафон в окружении такого великолепного и значительного интерьера, недостаточно только авторской смелости, нужна еще удивительная интуиция, бескорыстность и проникновение в Истину. Брависсимо! Брависсимо!!

 

 

    

 

 

 

 

 

 

«Два года назад г-н Андре Мальро предложил мне выполнить новую роспись плафона парижской Гранд-опера. Я был тронут, растроган, взволнован. Меня стали одолевать сомнения. Я думал об ансамбле здания театра. Я прочувствовал гениальность архитектурного творения Гарнье. Я хотел, чтобы в вышине, как в зеркале, сонм видений гармонично отражал игру артистов, музыкантов и разноцветные одежды заполнившей зал публики. Хотел петь как птица, не руководствуясь никакими теориями и правилами. Почтить память великих оперных и балетных композиторов. Я работал с воодушевлением и передаю вам сделанное мною в дар, в знак своей признательности Франции, ее Парижской школе, без которой здесь не было бы ни цвета, ни свободы».

Марк Шагал, 1964

Декабрь, 2011 г.

_________

Все фотографии Эссе сделаны автором.

 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна. Другие авторы