Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • Международный театральный...  >>>
  • Сладко тепло милых глаз  >>>
  • К. В дуэли превращаются дуэты  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


«22 Аркана ТАРО» Иосифа Капеляна

 

 
 
 
«В искусстве важна не сама по себе тема, но качество ее художественного претворения. От уровня исполнения зависит, насколько хорошо ты ее доносишь до зрителя. Во имя этого я самолично обязан все изучить и пройти все этапы мастерства», - признается Иосиф Капелян в статье «Учение живой этики», приведенной искусствоведом Мирьям Ор в монографии «И.Капелян. Живопись. Реальность и мистицизм» ( Издательство Тель-Авивский университет, 1999. - 380 с.)
 В жизни Иосифа Капеляна одним из таких этапов стал период увлечения картами ТАРО, когда эзотерические книги и, прежде всего, едва ли не засалившийся фолиант Владимира Шмакова «Священная книга Тота. Великие Арканы ТАРО» (М., 1916) , ныне аккуратно стоящие на книжной полке рабочего кабинета художника, не убирались со стола, а потом неожиданно открылись в живописи собственными картами.
«Философская машина»
 Карты Таро – самая знаменитая и самая загадочная из всех систем предсказаний, способная дать ответы по сути на любой из наших вопросов. За время существования возникла множество толкований этих карт. Но парадокс остается парадоксом для каждого ищущего свой ответ, наиболее полно отвечающий его жизненному опыту – в данном случае – опыт прикоснувшегося к ним художника, которому оказывается по силам то, в чем человек не перестает сомневаться независимо от технического прогресса – в собственной судьбе.
 «Разгадка великих преданий прошлого, - по мысли Блаватской, - в ТАРО». Ведущий оккультист Х1Х века Элифас Леви ( наст. Имя – Альфонс Констан) расценивал систему ТАРО как «сумму всех наук», считая «ключом ко всем вопросам». Это величайшее творение человеческого разума – по простоте и силе воздействия – он сравнивал с архитектурой египетских пирамид, усматривая именно в этом причину долголетия ТАРО. Де Гибеллин называл Арканы ТАРО проводниками к мистериям Египта. П.Д.Успенский утверждал: «ТАРО по отношению к метафизике и мистике представляет собой то же самое, чем десятичная система исчисления является по отношению к математике… но это - философская машина». Юнг видел в ТАРО два взаимодополняющих подхода к реализации человека – интровертный и экстравертный.
 По преданиям,ТАРО содержит корпус универсальных знаний, данных египетским богом мудрости Тотом для своих учеников в магии. Рисунки на картах содержат богатую символику европейских и восточных культур.
ЗаАРКАНенный
 «22 Аркана Таро» - 22 работы (60х70 см) были написаны художником в период с 1995 по 1997 годы – в модернистской манере, основанной на комбинациях геометрических фигур. Но так сложилось, что «карты» никогда не выставлялись и не публиковались художником. «Арканы» не вошли даже в монографию о творчестве И.Капеляна, основанную главным образом на выставочном материале. Эзотерика – область скрытая от внешнего взгляда, тайная, для посвященных… Вот и в них было некое сопротивление явиться миру до срока, предначертанного судьбою.
 Однако спустя десятилетие, Капелян неожиданно вернулся к ним вновь и завершил оставленную на время работу. Но конечная точка в работе  художника над «картами» теперь становится точкой отсчета для зрителя.
 Только, как известно, живописец – не гадатель, не картомант и не предсказатель. Он не зависит от поставленного кверентом вопроса. Он «читает карты» по-своему, - соединяя почерпнутые в источниках знания, интерпретируя с собственным пониманием темы. В процессе культурно-эстетического толкования работают как сенситивные, так и интуитивные способности автора. А зрителю кажется, что это астральные помощники! Почему? Не потому ли, что перед нами –выверенные  графически-геометрические мыслеформы, подобные  эфирно-цветовой капсуле художественно-интеллектуального мышления? Они, как матрица, которую таромант одевает сообразно поставленному кверентом вопросу, а художник воплощает согласно содержательно-стилистическому представлению и дару, отпущенному Б-гом.
 Мыслеформа как ключ к Аркану
 В книге Эдварда Уэйта «Иллюстрированный Ключ к ТАРО» есть такие слова? Подлинное ТАРО – это символизм». Не просто символизм - идея порога, двери, через которую могут пройти лишь посвященные – те, у кого есть ключ. Каким изобразительным ключом открывает эту дверь Капелян? Рассмотрим содержание хотя бы некоторых из «22 Арканов ТАРО» художника.
 Аркан «Колесница Гермеса» ( «заин)», – по ТАРО -  мирской триумф, духовная сила, способная управлять амбивалентной природой вещей, карта безошибочного выбора, который предсоит совершить завоевателю четырех стихий и четырех сторон света. Что мы видим у Капеляна? Повозка, атрибуты триумфа – победный меч и копье. Управляющий колесницей – он одновременно и король и рыцарь, закованный в доспехи. Но на его плечах, словно две женщины, расположились две молодые луны - символы жены и матери, поддерживающие его. В его руках – жезл воли. И, как царственная диадема на голове – полная луна. Рыцарь-король ведом к победе звездами, самая яркая имз которых изображена на нагрудном панцире. Но вот что он выберет? Вечный духовный подвиг? Или поддасться ненасытной страсти конквистодора, чтобы подчинить себе новые пространства? Или, как Эней, останется вечным странником, даже если в упряжи его колесницы сами сфинксы – черный и белый.  Таков 11-й Аркан Капеляна, в котором воли и стремления достичь более, чем подлинной силы для реального достижения.
 А вот «Отшельник» («тет», ар. цифра 9) - искатель и хранитель мудрости. В его левой руке – посох – символ духовного странствия. В правой – фонарь, как высшее знание, по которому высвечивается все окружающее. Плащ на плечах – готовность к пути. Преклонный возраст – свидетельство зрелости внутреннего опыта, отстраненности от заблуждений и иллюзий, но и одиночество тоже. Капеляновский «Отшельник» словно вещает всем нам: «Будь скромным, если хочешь достичь мудрости: будь еще скромнее, если усовершенствуешься в ней». «Голос  молчания» порофй выразительнее крика. В правом верхнем углу «карты» художник ставит римскую цифру Х1 – число чистого интеллекта, означающее инициацию.
 «Воздержание»( «нун», фр.цифра 50). Некто, подобный двуликому Янусу, наполняет пустой сосуд водами новой жизни из полного сосуда. Словно радугой, они связаны друг с другом. Это «переливание из полноты в пустоту» подобно двухстороннему вектору из прошлого в будущее и из будущего в прошлое. Вот так к  исходной точке и возвращается время, будучи очищенным от «эго», ложных концепций и иллюзорных привязанностей. Проникая в материю духа сквозь лакмус сосудов,  оно правит в мире и в человеке, олицетворяя меру вещей и равновесия. По ТАРО, Аркан Х1У – это тождество между  потоком жизни и временами года. Капелян смягчает два предшествовавших негативных опыта, выражая скорее гармоническую умеренность, нежели «воздержание».
А вот и «Солнце» («куф», ар. Цифра 100) –Аркан Х1Х - знак Огненного Слова и солнечной инициации. У Капеляна – оно всегда в зените, подобно славе слав и вершине вершин. Это всегда – мир источник тепла и согласия. Аркан Солнца нередко называют «Адамом и Евой» - по аналогии с райским состоянием людей. Все это так. Но у Капеляна человеческая пара скорее напоминает наивных подростков,  на которых Солнце изливает свою благодать. И стоят «юные пионеры» стоит спиной к светилу! Не потому ли между ними и миром воздвиглась стена, которую и по сей день, ох как нелегко преодолеть, чтобы получить потоки солнечного благоволения.
 Аркан «Безумный» (чаще «Дурак», «шин», ар.цифра 300) считается самым загадочным в колоде ТАРО. В игральных картах он стал прообразом «Джокера» и «Дурака». Возможно, «Безумный» - единственный персональный Аркан. Некоторые тароманты считают, что за его неприглядным названием скрывается личность Учителя Посвященных. У Капеляна этот Аркан пронумерован как ХХ1 (по В.Шмакову). Однако в ТАРО чаще он идет как нулевой ( отсюда понятие «нулевой дурак»), сдвигая остальную нумерацию так, что «Мир» становится номером ХХ11. Существует точка зрения, что задача «Дурака» – в реализации своей глупости, которая может расцвести махровым цветом, если ей позволить раскрыться. « Безумный» Капеляна – дуалистичен. Он не комичен. Он словно из легенды о Парсифале, приоткрывающей мистическую символику шута. Говорят, что мудрость – зло, а глупость – благо. К сожалению, наш мир таков, что мудрость в нем унижена, а над шутами смеются, но не унижают. Шут может сказать обо всем, хотя окружающие мало придают этому значения. «Безумный» Капеляна – это тот, кто запуская мирские дела, - всегда в пути, увлеченный мечтами и иллюзиями. Помните, каким счастливчиком оказался Иванушка-дурачок? Энергией «Дурака» управлять нельзя, поскольку он способен перевернуть структуру заданного.
 Ну, как «Арканы» Капеляна? И впрямь «ключи»,  коагулирующие материал в густотертый образ, когда мыслеформа становится основным инструментом мага-творца, преобразующего проявленную форму. Но и это не все, ибо за пределами авторского «сгустка» образуются культурные поля, заряжающие информационной экспансией сообразно избранному художником эстетическо-стилистическому менталитету.
Геометрия в Мажоре
Картины Капеляна выполнены в четком соответствии с указательно-информативным содержанием карт. С 1 по 22 Старшие карты традиционно маркируются римскими цифрами и имеют определенные архитепические латинские названия, например, «Императрица», «Суд», «Сила», «Маг», «Колесо Фортуны», «Повешенный», «Мир». Капелян в своих картах, выполненных в 1990-е годы, дал эти названия еще и по-русски. Замечу, что на протяжении столетий это было не принято. Не так давно в интернете была опубликована статья о психологическом аспекте ТАРО, в которой приводились убедительные аргументы в поддержку демократизации такого рода текстовых дополнений. Кстати, сегодня итальянское издательство «LoScarabeo» и российское «Авваллон» представлили проект выпуска карт ТАРО для русскоязычных таромантов.
  Старшие (как вариант : Мажорные, Высшие, Приподнятые) Арканы, в отличие от 56 Малых (Минорных), изначально отличаются богатой символикой изобразительного ряда, которая может быть традиционной, классической, романтической, модернистской, тематической, например, «Рамзес», «Висконти», «Звезды Вечности», «Друиды», «Золото икон», «Мистика витражей», «Нефертити», «Оракул мадам Ленорман», «Ренессанс», «Уэйт», «Цветы сирены», «Гномы», «Русалки», «Эротика» и т.д.
 Изобразительный ряд Мажорных Арканов Капеляна – иной. Он выдержан в геометрической стилистике, выражающей, скорее всего, подсознательное стремление художника к архетипическому выражению законов числовой симметрии, столь значимых для ТАРО. Это квадраты, демонстрирующие внутреннюю гармонию чисел как выразителей космогонических энергий. Это круги, отождествляемые с представлением о вечности, движением по кругу и постоянном возвращением к самому себе. При соединении прямыми линиями сегментов деления круга получаются тот же квадрат, треугольник, двенадцатиугольник. У Капеляна преобладают формы, в основе которых лежат треугольники, универсально заключающие в себе динамику образа.
  Думается, что геометрическая манера наиболее верно выражает пространственные взаимоотношения в мире и числовую специфику ТАРО, соотносимую с ивритским алфавитом, также отраженном Капеляном. В этой связи не лишне напомнить о том, что во второй половине Х1Х века знаменитый французский оккультист Элифас Леви (Альфонс Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с буквами еврейского алфавита, соответствующими, как известно,определенным числам. Учение Леви существенно расширило систему значений ТАРО и окончательно превратило старинную колоду карт в респектабельную мистическую систему каббалы. Каббалисты расценивают алфавит в качестве ангельского языка небесного и мистического символизма - языка, полученного Адамом в Раю от Б-га. С графическим отражением этого языка и соответствующим еврейскому алфавиту числовым значениям  они соотносили каждый из 22-х Мажорных Арканов, связывая и то и другое с 22-мя главами Апокалипсиса и космогонией стихий. Буквенный символизм ( по Блаватской) «безмолвной речи» от «алефа» до «шин», характерный для Мажорных карт ТАРО, также нашел свое графическое выражение у Капеляна.
«Сезам, откройся!»
 Для художника сам процесс труда – всегда посвящение, ибо он неразрывно связан с достижением состояния определнной степени духовной высоты. Это «посвящение» сродни ТАРО, поскольку дается не определенными лицами, а достигается собственным трудом, продвижением в Познании и развитиии потенциальных способностей, шлифовании таланта.
  Капелян прерывает поток моих размышлений: «По ТАРО первое Посвящение – это единение с Природой, понимание процессов, происходящих в окружающей среде, устремленность в сторону развития непреходящих ценностей. Это и есть первый завет гуманистическоского искусства. Второе Посвящение по ТАРО связано с яснослышанием и ясновидением. Также и для художника! Ты лишь разумно пользуешься навыками приобретенной школы и Творения (то есть природы), художественно решая возможные варианты задачу. Наконец, Третье Посвящение – в физическом плане – это то Посвящение, которое еще никто не получал. Трудно сказать, когда оно возможно и с приходом каких Космических энергий. Но это то совершенство, к которому стремится художник. Это как «Сезам, откройся!»
 И он открылся приехавшему в 1980 году в Израиль выпускнику Ленинградского художественного училища, Минской академии художеств, оформившему в Белоруссии более 130 книг, четверть века отдавшему работе графика в  Институте археологии Тель-Авивского университета, Председателю Объединения профессиональных художников Израиля. В 2004 году в Польше вышел альбом «Избранные выдающиеся еврейские живописцы». Из ныне проживающих в Израиле художников лишь трое вошли в него. Среди них – Иосиф Капелян.
  В предисловии к монографии о Капеляне Г.Островский так сформулировал квинтэссенцию многогранного дарования художника: «… огромный мир, вобравший в себя прозаическую повседневность и устремленность к астральным высям, материальность предметной среды и магию космогонических абстракций, универсальность духовных ценностей (…) Художник соединяет несоединимое, возможное с невозможным, явное с тайным и все это сплавляет силой яркого и своеобразного таланта, отмеченного высокой культурой цвета и рисунка, заряженного энергетикой напряженных мистических, нравственных и творческих исканий…»
 А я так и стою перед «Лунным Арканом» («цади», арабская цифра 90) Капеляна, задуманном им как «отраженный свет», как элемент материальной формы видимого мира, – со всеми атрибутами воздуха, земли и воды. И Луна-Геката, высвечивающая фиолетового скорпиона, подобна бело-голубому диску, правда с нечитаемыми очертаниями лица… Все странно, непривычно, непонятно... Но Иосиф прерывает этот налетевший неизвестно откуда поток путаного недоумения: «Это же символ космического разума на его ранних стадиях. Сторожевой пес – и тот не просто собака –прирученная природа, волк – в противоположность ему - дикая природа. Один лает. Другой – «воет на Луну». «Да-да, предупреждает об опасности», - уже догадываюсь сама. -  За ними – два замка, точнее две башни, как шахматные ладьи, только сиреневого цвета. Они оторочены золотом – знаком защиты человека в подлунном мире. Затем – равнина с бесконечной «русской» дорогой к огню, теплющемуся в выемке «двуглавой» горы и… - пропасть, окаймленная потоком лазурной воды…
 Художник не просто пишет, но все знает в этой весьма специфической области знания! Это луна наблюдает за рождением духа в материальном мире. А художник знает, что творит!
 Вот и изливается на меня свет бледного светила с ХУ111-го Аркана Капеляна. Но и в геометрических пропорциях фиолетового мира капли ночной росы словно падают на меня, а потом притягиваются той же Луною. Что это? Инволюция, синестезия моих ощущений? Мир призраков и воображения? Нет. Обычное преобразщующееся видение вещей, осуществляемое при лунном свете. И мой зодиакальный «Скорпион» кажется подобным древнему египетскому скарабею судьбы в колоде ТАРО.
 
 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна.