Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • Человечное счастье  >>>
  • Фаина Кацен. Памяти Марка...  >>>
  • "Над Невой плывущие...  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


"Окно в мир можно закрыть газетой". С.Е. Лец

Один из афоризмов писателя Эмиля Кроткого, обращенный к журналистам, звучит так: «Не все попугаи говорящие. Есть и пишущие».

Современная журналистика – это процесс, процесс сложный, многоуровневый. Нередко думают, что в журналистике совсем не осталось серьезных тем. Погоня за сенсацией, за жареными фактами, за жирными гонорарами в конце концов, а не объективное освещение событий, не вдумчивый анализ, не уважение к читателю, наконец, руководят пишущими.

Среди многих проблем, связанных с журналистикой, есть одна, на мой взгляд наиболее отвращающая. Папарацци лезут в постель к знаменитостям, а некие публицисты ради сенсации пытаются неуклюже «обновить» больные темы культуры, литературы, политики, наконец.

В конце прошлого 2008 года в газете "Мир новостей" (N 49, 50, 51 – 2008) вышла в свет статья В.В. Баши под названием "Убийство Сергея Есенина".
Не смерть, не трагедия, не загадка смерти – убийство.
Что же, на эту тему публикаций немало, написаны книги, статьи. Великое множество видных ученых – есениноведов, писателей, прослеживают жизнь поэта не просто по датам – по часам.
Уважаемый читатель, чтобы убедиться в этом моем утверждении, достаточно набрать в поисковике два слова «Сергей Есенин». Гугл выдал мне вот такие результаты: «примерно 267 000 для Сергей Есенин. (0,21 секунд)».

Сразу замечу, что моя статья не преследует целью анализ версий смерти поэта. Я недостаточно профессионален и компетентен как ученый есениновед, следователь или патологоанатом, чтобы опровергать или подтверждать существующие версии. Речь идет о самОй статье, о добросовестности и профессионализме ее автора, взявшего на себя ответственность судить, нередко в бесцеремонной и императивной форме, эту тонкую, животрепещущую проблему.

Начну с того, что В.В. Баша, в период написания статьи откровенно называла ее «суперпроектом», а в приватных беседах даже высказывалась, что статья станет настоящей сенсацией в мире Серебряного Века.

И вот работа увидела свет. Анонс ее говорит сам за себя:

“Мир новостей” начинает публикацию сенсационных подробностей гибели Сергея Есенина. Время, отделяющее нас от рокового вечера 27 декабря 1925 года, - это 83 года фальсификаций и мифов. До сих пор официального расследования в рамках уголовного дела по факту смерти поэта не проводилось. Кому могло понадобиться убивать Есенина? Есть ли доказательства убийства? Попробуем ответить на эти вопросы. Мы не собираемся подменять следствие. Окончательное слово за Прокуратурой РФ. Россия имеет право узнать подлинные обстоятельства гибели ее величайшего поэта.»(с)

http://www.mirnov.ru/arhiv/mn779/mn/37-1.php

Газета делит статью на три номера. Очень условно говоря, в первом звучат некоторые факты биографии Есенина, политический фон того времени и ряд предположений В.В. Баши о причинах и организаторах убийства.
Вторая часть продолжает описание политических событий и фактов, касающихся непосредственно расследования факта смерти поэта. А именно – осмотр места происшествия, результаты патолого-анатомического исследования, воспоминания очевидцев.
В третьей же части, на основе интервью с режиссером В. Паршиковым и рассказа о воспоминаниях современников, В.В. Баша приводит некоторые возможные версии гибели поэта. Заключительной же мыслью звучит призыв вновь открыть уголовное дело по факту смерти С. Есенина и провести официальное следствие.
Примерно в таком ключе организована статья, опуская некоторые нюансы и частности.

Сразу напрашивается вопрос: на какие неизвестные ранее источники опиралась В.В. Баша при написании статьи, чтобы назвать подробности сенсационными? Или это просто газетный трюк, чтобы привлечь внимание читателя?
Как я уже указывал, банальный поиск в интернете немедленно открывает нам многие тысячи более ранних источников, хорошо систематизированных, излагающих факты много точнее и, на мой взгляд, убедительнее.
Отвечаю на свой же вопрос: в изложении В.В.Башей фактов биографии С. Есенина особых сенсаций не усматривается.

Вот, например, только одна ссылка, где найдется намного больше информации подобного рода:

Виктор Кузнецов. Сергей Есенин: Тайна смерти.(казнь после убийства)Санкт Петербург. Издательский дом «Нева». 2004.

http://books.google.com/books?id=GnVmE_siPI4C&dq=%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%8F+%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0&printsec=frontcover&source=bl&ots=O5PyNGkmxQ&sig=lrUKz0YiZj8_jeuWjLWi1nebqEE&hl=ru&ei=nMT9SaDDAtuPsAbdtPDNCQ&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=8#PPA223,M1

Кстати, при сравнении материалов книги (особенно в начале) с последовательностью изложения, языком автора статьи в «Мире новостей», возникает ощущение совпадений обоих источников.
Как бы статья является "перепевом" книги.

Далее.
О политических событиях в России и противостояниях разного толка можно найти огромное количество литературы. Это тоже не новость, как и сами взаимоотношения Троцкого с Кировым, Зиновьевым и Каменевым, и перипетии их интриг.
Известны также факты связи Есенина с Троцким и Кировым. Нет и здесь сенсации!
Мало того, упоминая в своей статье воспоминания Чагина ( http://feb-web.ru/feb/esenin/critics/ev2/ev2-160-.htm ), В.В. Баша совершенно забывает о таком важном аспекте, как воспоминания самого Троцкого, а главное, о его замечательной статье-некрологе на смерть Есенина, являющейся одной из лучших статей о поэте в есениноведении.
В дальнейшем, ссылаясь на слова режиссера В.Паршикова, В.В. Баша однозначно подводит читателя к мысли, что герой поэмы «Страна Негодяев» Чекистов списан именно с Троцкого. Мнение режиссера – это хорошо, но сама журналист В.В. Баша или не знает, или делает вид, что не знает. Ведь этот вывод оспаривается до сего дня…

Агрессивно- императивный стиль статьи можно проследить и по таким резким фразам как: «Одним из аргументов в пользу версии самоубийства является ссылка на то, что поэт уже пытался перерезать себе вены. Это ложь.» (с)
Чья ложь? Кому именно брошено это обвинение? Я, собственно, не говорю о том, действительно ли С. Есенин резал себе вены или нет – не знаю. Одни пишут, что да, другие – нет. Но и задача моя иная.

Еще одно грубое противоречие в выводах автора статьи. Описывая множественные коллизии жизни поэта, госпитализацию в психиатрический стационар, сложные отношения с самим собой и с окружением, В.В.Баша тем не менее утверждает следующее:

«Травлю и судебные преследования Есенина считают веской причиной самоубийства. Не спешите делать вывод. Популярность в народе у Есенина была феноменальной - его стихи переписывались от руки, на них складывали песни. Журналы стали все чаще публиковать его. Госиздат решил издать Полное собрание сочинений Есенина, чем не мог похвастаться ни один современный ему поэт, причем с одним из самых высоких гонораров. Учтем покровительство Кирова и появившуюся возможность обеспечить родных - такую полосу в жизни черной не назовешь».(с)

Да, но «полоса этой жизни» отнюдь не была однозначной. Еще одна цитата:

«В прессе началась травля поэта, возглавленная редакторами Сосновским и Борисом Волиным. Анонимные “собкоры” обвиняли его в самых чудовищных грехах, требовали отмены решения товарищеского суда и сурового приговора. Есенина перестали принимать в редакциях. Так складывался миф о том, что Есенин - хулиган, пьяница, драчун. Спасая его, друзья определили его в профилакторий Шумской. Власть попыталась разделаться с поэтом на основаниях закона - провокаторы цеплялись к нему, устраивали скандалы, привлекали милиционеров, а затем обвиняли поэта в хулиганстве и антиправительственных речах. С декабря 1923 года против Есенина было возбуждено пять уголовных дел.»(с)

Где автор статьи искренен, где нет?

Кроме того, В.В. Баша отнюдь не показывает себя ориентированной в самой поэзии С. Есенина. Правомерно возникает вопрос, известно ли ей, что за последние два года перед смертью С. Еесенин не менее 400 раз упоминал смерть в своих стихах, и не менее половины из них – в контексте самоубийства! (Г. Шипулина. "Мифы о смерти С.А.Есенина": журнал "Литературный Азербайджан", 1990, #11).

Мне не хочется углубляться в эту тему. Пусть читатель, если ему интересно, вникнет сам по приведенным мною некоторым ссылкам на альтернативные рассматриваемой (явно предвзятой) статье источники.
Вот, например, интересная на мой взгляд работа «Мифы о смерти Сергея Есенина» Р. Банчукова - http://www.vestnik.com/issues/98/1208/win/banch.htm.
Там Вы, читатель, найдете много ответов на резкие, порой неадекватно резкие и не подкрепленные фактами заявления В.В. Баши.

Сознательно опускаю изыски В.В. Баши в отношении госпитализации поэта в клинику к проф. Ганнушкину, об иных психиатрических аспектах проблемы. Не люблю быть голословным. Хотя, и на эту тему можно найти много противоречивых версификаций.

Хотелось бы сосредоточиться на той части статьи,где автор берет на себя смелость рассуждать о судебно-медицинских аспектах проблемы.
Не углубляясь в утверждения В.В.Баши о существовании двух актов судебно – медицинской экспертизы Гиляревского (к слову сказать, авторитетного патологоанатома того времени – досталинского времени), заострю Ваше внимание, читатель, на том, что автор сознательно не приводит мнения современных авторитетов в этой области. А статьи и интервью с ними легко найти даже при простом интернетпоиске.

Вот, например, одна из статей в «Комсомольской правде»:

http://www.kp.ru/daily/22464/7102/
Привожу ее полностью.

Профессор Александр Маслов: Убийство Сергея Есенина - просто миф
Ровно 75 лет назад трагически погиб великий поэт
Александр ЩУПЛОВ. — 28.12.2000
О том, как именно погиб Сергей Есенин, в последнее время спорят часто. Звучат версии об убийстве поэта... Профессор Московской медицинской академии им. Сеченова Александр МАСЛОВ отдал много лет судебно-медицинской экспертизе, исследовал истинные причины гибели деятелей многовековой истории России - Ивана Грозного, Михаила Фрунзе, Надежды Крупской, великих поэтов Есенина и Маяковского...
- Александр Васильевич, некоторое время назад в прессе стала подвергаться критике версия самоубийства Сергея Есенина. Вы долгое время занимались разгадкой этой тайны...
- Я занимался не самоубийством Есенина, а установлением причины его смерти. Убийство, самоубийство или несчастный случай - устанавливает следствие, а не судебно-медицинский эксперт.
- Некоторые сторонники версии «убийства» доказывают, что на вертикальной трубе повеситься нельзя. Студенты Литинститута в бытность, когда гостиница «Англетер» еще существовала в прежнем виде, пытались проводить эксперимент - и ремень соскальзывал с трубы. А профессор Ф. Морохов утверждает, что поэт не мог повеситься самостоятельно под самым потолком в комнате высотой 4 метра.
- Я бы посоветовал многим самодеятельным исследователям обратиться к сборнику «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии», в котором опубликовано «Заключение экспертов» от 28 июня 1993 года: «Высота потолка номера 5 гостиницы «Ленинградская» (ранее «Англетер») на представленной фотографии составляет не более 352 см... Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую) веревку диаметром 0,6 - 1,0 см на вертикальной гладкой трубе диаметром 3,7 см на высоте около 358 см... С учетом условий на веревке может быть подвешено тело весом более 100 кг».
- Сторонники версии «убийства» удивляются: на фотографиях на шее повешенного нет «странгуляционной борозды» от петли...
- В акте вскрытия тела поэта 29 декабря 1925 г. в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом А. Г. Гиляревским записано: «На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся около ушной раковины спереди. Справа борозда идет вверх к затылочной области...» Подобная борозда характерна для затягивания петли тяжестью тела. Особенностью борозды при повешении является неравномерность ее глубины, что также отмечено экспертом Гиляревским. Ну а судебно-медицинский эксперт С. Никитин, изучая изготовленные с качественных негативов без ретуши фотографии тела поэта на секционном столе после вскрытия, отметил: «Очень хорошо видна странгуляционная борозда...»
- Обратимся к пресловутой «вдавленной борозде» на лбу, которую можно видеть на посмертной маске поэта. Один из самодеятельных «исследователей» написал, что такую травму можно нанести только «тяжелым металлическим предметом типа чугунного пустотелого утюга».
- Я уже говорил на заседании Есенинского комитета, что пресловутое «вдавление» имеет наибольшую глубину 3 - 5 мм. Стало быть, можно говорить только о глубине кожных покровов. Откуда оно взялось? Мы не можем гадать, но можем сопоставить два факта: лицо трупа было обращено, как следует из протокола, к трубе. Вдавление в области лобной ямки могло образоваться от контакта с твердым цилиндрическим предметом. Данных о наличие повреждений в области лобной кости не имеется. Значит, черепно-мозговую травму как таковую, учитывая еще и описание мозга, можно отбросить.
- А вот поэтесса Сидорина в своих исследованиях обнаружила на посмертной маске Есенина «след от удара или пули», а также «переломленный нос».
- Я уже спорил с ней. Это могло быть врожденным искривлением носовой перегородки. Вспомним письмо Есенина к Бениславской: «Галя, милая! Ничего не случилось, только так, немного катался на лошади и разбил нос... С носом вообще чепуха, ничего делать не буду...» Когда наши исследователи-любители безапелляционно рассуждают о повреждениях, «дырах», «пробоинах», советую им прочитать акт экспертизы: «Кости черепа целы!»
- Находился ли поэт в момент самоубийства или убийства в состоянии алкогольного опьянения?
- В состоянии не только сильного, но и среднего опьянения Есенин не был. В акте отмечено: «В желудке около 300 куб. см полужидкой пищевой смеси, издающей нерезкий запах вина».
- Появились ли в последние годы серьезные исследования, опровергающие версию самоубийства?
- Фактических материалов нет. Просто из одного мифа вырастает другой. Мы не вправе гадать о мотивах поступка гения Сергея Есенина. Он поступил так, как считал для себя нужным именно в эту минуту.
Хроника трагических событий
7 ДЕКАБРЯ 1925 ГОДА Есенин отправил из Москвы телеграмму в Ленинград поэту Владимиру Эрлиху: «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числа переезжаю жить Ленинград. Телеграфируй. Есенин».
21 ДЕКАБРЯ Есенин покидает психоневрологическую клинику 1-го Московского государственного университета на Пироговке.
24 ДЕКАБРЯ приезжает в Ленинград, поселившись в гостинице «Интернационал» (бывшая «Англетер») в 5-м «привилегированном» номере. В последующие дни встречался с друзьями, читал им стихи, в том числе и «Черного человека».
Из акта осмотра места происшествия, составленного 28 декабря 1925 г. участковым надзирателем М. Горбовым:
«...обнаружен висящим на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде: шея была затянута не мертвой петлей, а только правой стороной шеи, лицо обращено к трубе, и кисть правой руки захватила за трубу... около места, где обнаружен повесившийся, лежала опрокинутая тумба и канделябр, стоящий на ней, лежал на полу.
По снятию трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке на кисти царапины, под левым глазом синяк... По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель»(с).



А вот интервью с еще одним специалистом – патологоанатомом, занимавшимся рассмотрением этой проблемы.

http://www.kp.ru/daily/23609.3/46548/

Судмедэксперт Сергей НИКИТИН: Поэт повесился сам!
Вот уж действительно - как в кино! Один из героев фильма «Есенин» судмедэксперт, доказывающий версию об убийстве поэта, оказывается, существует на самом деле. Эксперт Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергей Никитин, один из ведущих специалистов страны, принимал самое активное участие в экспертизе по факту смерти Есенина. Вот только мнение «киношного коллеги» вызывает у него смех.
- Сергей Алексеевич, смотрите сериал?
- Серьезному специалисту, который хорошо знает, чем отличается жертва убийства от самоубийцы, глядеть на это смешно. Но вчера после вашего звонка специально посмотрел.
- Ну и как?
- Особенно впечатлил судебный медик. Ужас! Разве нельзя было найти человека более благообразного? Мы же все-таки ученые, а не бандиты. За 32 года работы ни разу не встречал даже санитара с такой физиономией.
- Ваш «коллега» в фильме утверждает, что Есенина убили.
- В 1992 году после многих публикаций о расправе над великим поэтом в бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава России (я тогда был командирован в это бюро для участия в идентификации царских останков) официально обратился председатель Есенинского комитета ИМЛИ им. Горького, ныне покойный Ю. Прокушев. Комитет попросил проверить все версии смерти Есенина. Наша экспертная группа, в которую входили три профессора судебной медицины - С. Абрамов, В. Крюков и В. Плаксин, - а также эксперт И. Демидов, уже ответила много лет назад на все эти вопросы. Большую помощь, как специалист в области фотографии, нам оказал прокурор-криминалист Генпрокуратуры В. Соловьев. Мы изучили массу материалов - копию акта осмотра места происшествия, копию акта вскрытия тела, подлинные фотонегативы, семь гипсовых посмертных масок лица С. Есенина. Чтобы исследовать самую качественную из них, изготовленную скульптором И. Золотаревским на следующий день после смерти поэта и на которой видна каждая морщиночка, я специально ездил в Санкт-Петербург в «Пушкинский дом».
- И каков был ваш вердикт?
- Он повесился сам.
- А разве нельзя обмануть следователя и судмедэксперта?
- Можно. Для этого, например, можно толкнуть жертву под поезд. Или застрелить в упор (случай с Маяковским, кстати, в определении рода смерти намного сложнее есенинского). Но главный аргумент против версии убийства Есенина вовсе не в области судмедэкспертизы. Это просто обычная логика.
- То есть?
- Ну зачем, по-вашему, огэпэушникам (именно ОГПУ, по мнению следователя Э. Хлысталова и др., является убийцей) перед тем как вешать Есенина, бить его канделябром в лоб ?! У них ведь другая задача - чтобы комар носа не подточил.
- Ну оплошали чекисты, Есенин неожиданно оказал сопротивление...
- Тогда возникает вопрос: зачем могущественное ОГПУ после неудавшейся имитации самоубийства пустило в гостиничный номер фотографа М. Наппельбаума? Он, приехав на место происшествия, фотографировал все, что хотел, включая «неопровержимые улики»... Следователь Э. Хлысталов и другие теперь предъявляют фото вдавления на лбу Есенина как главное доказательство убийства. Кроме того, зачем ОГПУ заставило скульптора И. Золотаревского сделать точнейшую гипсовую маску лица поэта? (Смеется.)
- А если и это не аргументы?
- Предположим. И даже забудем о результатах исследования тела С. Есенина, проведенного А. Гиляревским в морге Обуховской больницы. Допустим, он при вскрытии предпочел «не заметить» перелом лобной кости. Допустим, агенты ОГПУ создали себе кучу проблем, сначала избив С. Есенина, а потом затащив на трехметровую высоту мертвое тело. В этом случае версию о самоубийстве, как это ни парадоксально, доказывает именно этот след на лбу у покойного.
- ?!
- Любой судебный медик знает: если человека ударить по лбу тупым предметом, никакого вдавления не получится. Образуется рана. Она может быть различной формы, но в виде ямки - никогда. Даже если после удара образуется вдавленный перелом лобной кости, вдавления на коже все равно не будет.
- Тогда что на лице у Есенина?
- Я провел эксперимент. С посмертной маски Есенина снял гипсовую форму и нанес на ее внутреннюю сторону слой пластилина толщиной около 5 - 6 мм (толщина мягких тканей). Вмятину выровнял. Внутреннюю сторону получившейся маски залил гипсом, который играл роль черепа. А затем приложил трубу диаметром 3,7 см (диаметр был вычислен, исходя из размеров и глубины вдавления) с учетом характерного для повесившихся наклона головы. И все совпало! След на маске точно повторял оригинал - вплоть до следа у правого ската носа. Следовательно, горячая труба (а в ночь на 28 декабря в гостинице «Интернационал» - бывший «Англетер» - включили паровое отопление) в течение нескольких часов была в плотном контакте с кожей лба.
- Разве это ожог? Что-то не похоже...
- Мягкие ткани как бы сварились, и вдавление зафиксировалось вплоть до похорон. Горячая труба сделала еще одно дело. Левое же глазное яблоко несколько запало, как у всех покойников, и произвело впоследствии впечатление «вытекшего».
- Но были же в деле Есенина и другие странности.
- Возьмем протокол осмотра, составленный участковым надзирателем Н. Горбовым. Итак, «прибыв на место, мною был обнаружен висевший на трубе мужчина... лицо было обращено к трубе... Ноги от пола были около 1 и 1/2 метра...»
- Вот и пожалуйста! Говорят, что высота потолков в «Англетере» около четырех-пяти метров и туда невысокий поэт самостоятельно бы не забрался.
- Ничего подобного. Судя по фотодокументам, высота потолков - не более 352 сантиметров. Это легко устанавливается с помощью математики (показывает расчеты). Тут вообще-то трагическое стечение обстоятельств. Никаких высоко расположенных крючков в номере не было. Но кресло, письменный стол и высокая подставка для канделябра привлекли внимание С. Есенина. Они образовали этакую лестницу на Голгофу. Оставалось только взойти по этим ступенькам и дотянуться до трубы парового отопления. Есенин ростом 168 сантиметров стоял на тумбе высотой 150 сантиметров - получается 3 метра 18 сантиметров. Он легко дотягивался до той точки, где был узел.
- Но разве узел не должен соскользнуть по трубе вниз?
- Тогда позвольте спросить: каким образом участковый застал Есенина висевшим именно на вертикальной трубе? Но так как возникло много дурацких вопросов, мы провели дурацкий эксперимент - нашли точно такую трубу, что была в гостинице, и стали на ней испытывать всевозможные виды веревок - пеньковые, хлопчатобумажные, шелковые различного диаметра. Завязывали самые разные узлы, и ни один из них не подвел. Сначала на трубе подвесили нашего лаборанта А. Иванова, затем к нему присоединился другой, и только когда на этой гирлянде повис третий, узел начал сползать вниз.
- «...в нижней трети левого предплечья одна рана, идущая в горизонтальном направлении, и три раны в вертикальном направлении, эти раны длиною около 3 см...» (читаю я протокол).
- Он сделал поверхностные разрезы кожи, чтобы написать кровью свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Кое-кто утверждал, что такие небольшие раны не могли дать достаточного количества крови. Мы снова опытным путем доказали - могли. Наш лаборант случайно чуть порезал палец, и я его кровью написал это стихотворение. Причем в двух экземплярах, так как второй должен оставаться в архиве. Выяснилось, что крови хватило бы и на три стихотворения (0,02 миллилитра на каждое). Но здесь нужно учесть, что вряд ли С. Есенин написал это произведение за 2 - 3 минуты. Поэтому после остановки кровотечения из первой ранки он делал второй разрез, затем третий и четвертый.
- «Под левым глазом - небольшая поверхностная ссадина...» Еще одна странность.
- Одна из фаз механической асфиксии при повешении - так называемые клонические судороги, в результате чего человек бьется об окружающие предметы. Один старый судмедэксперт, присутствовавший при казнях предателей во время войны, рассказывал мне, что судороги были настолько сильны, что обрывались веревки. Кстати, если вы прочтете следующую строку: «Одет в черные лакированные туфли», - то вы обнаружите настоящий криминал. Шикарные туфли Есенина бессовестно украли в морге. Это установила научный сотрудник ИМЛИ М. Стахова. Я хочу, чтобы вы поняли, насколько скрупулезно исследовались все документы.
- Но в фильме утверждают, что у рта Есенина имеются следы от удавки.
- Следы действительно есть. Но это вертикальные потеки подсохшего желудочного содержимого у уголков рта. Такое случается с повесившимися. И никакого предшествовавшего повешению удавления в случае с С. Есениным не было. Посмотрите на фотографию крупным планом правой боковой поверхности шеи. Видна двойная борозда, образованная обычной витой веревкой диаметром около 1 см. Кстати, известно, что С. Есенин всегда надевал шарф именно двойным оборотом...
- Получается, Есенин наложил на себя руки все-таки сам.
- Думаю, в этом поучаствовал алкоголь. За несколько дней до гибели поэт вышел из психиатрической больницы. В тот вечер он с друзьями выпил немного шампанского. А у алкоголиков после длительного воздержания даже маленькие дозы алкоголя могут вызвать помутнение рассудка.
- Но почему все-таки версия об убийстве так популярна?
- Наверное, потому что выдумки интереснее правды.
Владимир ВОРСОБИН.»(с)


Информации и версификаций смерти С.Есенина множество. Самоубийство, случайность (http://www.dazzle.ru/spec/esenin2.shtml), политические мотивы, убийство, заказанное Троцким, Каменевым, личностная неприязнь…
Но, вновь повторяю, моя задача – не анализ версий гибели поэта, а критика самой статьи В.В. Баши, заявившей о ее (статьи) сенсационности, эвристичности и способности перевернуть весь контекст восприятия есениноведения («суперпроект»).

Третий номер (51) «Мира новостей» с заключительной частью статьи по-сути ничего нового в уже сказанное не привносит.
Ну, может быть еще одна ссылка на версию режиссера фильма «Дорогие мои. Хорошие.» В. Паршикова:
«На вопрос: “Как вы относитесь к версии, что именно Троцкий “заказал” Есенина?” - режиссер фильма “Дорогие мои! Хорошие!” Владимир Паршиков отвечает: “У Троцкого самого под ногами горело - Сталин шел во всю мощь. Гораздо сильнее можно воспринимать Зиновьева. Все происходило на XIV съезде”. “Троцкий мог санкционировать убийство?” - уточняю я. Паршиков: “Мог. Но в физическом устранении больше были задействованы пролетарские литераторы, большинство из которых сотрудничали с “органами”. Есенин представлял для них угрозу как литератор и общественный деятель”.(с)

Максимум, что озвучено – версия В. Паршикова, фильм которого вышел на экраны уже три года назад и участвовал в одном из кинофестивалей.

Еще, пожалуй, несколько фраз, касающихся компетенции комиссии Прокушева. Сколько вокруг этого копий сломано… Отнюдь не сенсация.

Что характерно, журналист В.В. Баша выбирает для прямых ссылок и интервью не профессионалов, не ученых – есениноведов, не патологоанатомов, не психиатров, то есть не специалистов, способных проанализировать содержание творчества поэта, его поведения в последние годы, составить альтернативное мнение, а уважаемого режиссера, концепцию фильма которого она перепевает на протяжение всей статьи, и племянницу С. Есенина, несомненно уважаемую Светлану Есенину, публикации которой (снова акцентирую внимание – не подвергая их какой-либо критике) появились в прессе задолго до статьи В.В. Баши.

Это, видимо, концептуально для автора «Мира новостей» - альтернатив не существует! И это наводит на размышления. Но выводы пусть делает сам читатель.

В заключение статьи В.В. Баши «Убийство Сергея Есенина» приводится обращение С. Есениной:
Светлана Есенина: “Я обращаюсь к президенту России с просьбой указать Генпрокуратуре РФ на необходимость соблюдения ею законности в установлении истины по делу гибели Есенина. Давно пора снять с него клеймо самоубийцы”. (с)

Что ж, почему бы и нет? Мне, к примеру, трудно сказать, как к этому относятся другие родственники поэта. Я не могу судить профессионально, насколько эта просьба правомерна с точки зрения Российского Законодательства. У меня есть и большие сомнения, что какое-либо расследование дела через столько лет может привести к однозначным выводам. Неоднозначные же результаты обязательно не устроят одну из сторон.
Конкретный пример – два существующих мнения патологоанатомов ( Маслов, Никитин) - скрываются В.В.Башей именно из-за противоположной ей концепции.

В заключение хочется процитировать двух известнейших российских мастеров словесности, один из которых еще жив, другого давно нет на этом свете.

http://igor-panin.livejournal.com/31522.html

[B]Евгений Рейн: «Россия – моё родное пространство»
– Это ерунда. Вы знаете, я этим вопросом очень интересовался и занимался. Существуют же простые факты. Истории конца Есенина или конца Маяковского известны практически досконально. Я, например, лично очень хорошо знал Веронику Полонскую, которая находилась в квартире, когда прозвучал тот роковой выстрел. И когда она вбежала в комнату, то в воздухе ещё не рассеялся пороховой дым, а сам Маяковский ещё дышал. Посторонних там и близко не было. И все эти дикие люди, которые говорят об убийстве Есенина, – они сами ничего толком не знают и ничего не могут предъявить в доказательство своих слов. Якобы он вмешался в партийную борьбу и имел какой-то «компромат», какую-то телеграмму – полнейшая чушь. И вообще, кто автор стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья»? Меня кто-то уверял, что это чекисты потом написали. Полный бред! Пойди, напиши такие стихи! Это же очевидно есенинская рука, какой чекист так напишет?! То же и с посмертным письмом Маяковского, будто бы Агранов его написал… Это всё смехотворно.


http://rifma.com.ru/Mayakovsky-2.htm

Владимир Маяковский
КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ ?

«Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным. Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом.
Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих, именно – стих, подведет под петлю и револьвер.
И никакими, никакими газетными анализами и статьями этот стих не аннулируешь.
С этим стихом можно и надо бороться стихом, и только стихом.»

 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна. Другие авторы